Что удивляло в России иностранных туристов 150 лет назад?27.09.2020
31
Россия в 19 веке для иностранных художников была удивительной страной, куда можно было отправиться за вдохновением для творчества.
Здесь было и опасно и романтично. По улицам ходили медведи (якобы), женщины белились и румянились так, что это было заметно даже издалека, по лесам бродили волки, а рыба в реке водилась такая, ну такая, что ни в сказке сказать...
Не верите? Смотрите сами:

Сибирь, медведи проходят через село, 1862
Гравюра художника François Pierdon 1862. Сибирь. Медведи проходят через село.
Хотя тот еще пройдоха был этот François Pierdon, вот еще одна его картина:

http://www.bnf.fr/fr/acc/x.accueil.html
Так что, хотите верьте, хотите нет. Но были и более правдоподобные заявления о богатстве природы русской:

1867. Огромный осетр, выловленный в Волге
Когда-то в Волге ловился такой осетр. Дамочка держит скромную корзинку с рыбешками и с завистью посматривает на довольных мужиков, у которых день явно удался. Они затаскивают осетра на пристань прямо из лодки.
Есть еще одна удивительная картина на Волге. Мне даже представить сложно, как возможно такое:

1867. Табун лошадей переплывает Волгу
Кто ведет этих лошадей? Какие-то смельчаки. А какие у них еще варианты? Мостов не было.
Но на Енисее были вот такие переправы:

1865. Перевоз через Енисей
Может, вода в Енисее не такая теплая как в Волге и люди были более подготовленные, не знаю.
Но что должен был увидеть путешественник, чтобы запечатлеть это? -

1862. Сибирь. Спасение из ледяного моря
Моря Сибири совсем не приветливые, и человеку, упавшему в холодную воду, грозила гибель. Здесь на гравюре его достают из воды. А художник как бы наблюдает откуда-то, интересно, может быть он и участник этих событий, запечатленных в его памяти? Может, это он держит утопленника?
Спасли ли этого человека? А вот представим, что не спасли. И тогда начальник почты, как грамотный человек, зачитывает семье письмо о его гибели:

1862. Сибирь. Начальник почты
Батька просто из уважения шапку снял, а маман сползает по скамейке без чувств...
Как такое письмо могло доставляться по адресу? Вот так:

1865. Сибирь. Почтовая станция
Вы заметили на лошади дугу с колокольчиком? Знаете, зачем он там? Такие колокольчики можно было вешать не всем. Это как сирена сейчас. Он давал громкий звон, такой лошади уступали дорогу, а на станции их уже ждали, чтобы поскорее сменить лошадей. Вот именно это и запечатлено на этой гравюре: на ней выводят свежих лошадей к только что подъехавшей "звенящей" кибитке с почтой. Собакен счастлив.
Конечно, самым популярным мотивом были города. Вот суетливая Москва:

1865. Москва
И на шпилях башен кремля здесь не звезды, а двуглавые орлы Российской Империи. Они пробудут на них еще до 1930-х годов. Как именно были сделаны орлы, точно не известно. В 30-е годы их памятниками старины не считали.
Вот ярмарка Нижнего Новгорода, считавшаяся одной из самых больших и известных в стране. Если присмотреться, то на картине видно герб Нижнего Новгорода: оленя.
Видно, что иностранцев там было много (опять же, собакен):

1865. Нижний Новгород. Рынок
Это Петропавловский порт, 1863 год. Знатоки оценят:

Петропавловский порт, 1863 год
Для иностранца в диковинку были и русские сани, на которых запросто ездили румяные барышни. Румянец не ускользнул от взора художника:

Русские ледяные горки тоже были в диковинку:

Также иностранцам были интересны сани, запряженные не лошадьми, другими животными, собаками или оленями:

1862. Сибирь. Собачья упряжка

А это довольно правдоподобная встреча с медведицей:

Их удивлял даже размер травы на Амуре. Думаете, это ежик там? Нет, это кабан.
https://pulse.mail.ru/article/img/imgpreview?key=pic2741264944269207305&mb=pulse
1862. Гигантские травы на берегах Амура
Русское село:

1867
Гравюры: https://humus.dreamwidth.org/